http://static.omdb.si/posters/active/409632.jpg

Название: Рим
Оригинальное название: Rome
Жанр: историческая драма / телесериал
Страна и студия-производитель: США, Великобритания, HD Vision Studios, British Broadcasting Corporation (BBC), Home Box Office (HBO)
Год выхода на экран: 2005-2007
Режиссер: Майкл Эптед, Аллен Култер, Алан Пол
Автор сценария: Бруно Хеллер, Скотт Бак, Тодд Эллис Кесслер
В ролях: Кевин МакКидд, Рэй Стивенсон, Кариан Хиндс, Джеймс Пьюрфой, Кеннет Чарман, Давид Бамбер, Тобиаш Мензес, Полли Уолкер, Макс Пиркис, Индира Варна и др.
Продолжительность: 720 минут

          Вообще-то я не смотрю сериалы: ни бразило-мексиканские, ни англо-американские, ни израильские, ни тем более российские (хотя о последних вообще разговор отдельный). Почти полное неумение играть, а точнее ненужность такого умения, - все чувства выражаются только выпучиванием глаз и воплями, - идиотский, доступный мозжечкам любой домохозяйки, сюжетец, - или «любэвь» с соплями-слезами или пальба во всё что движется, - чрезмерная затянутость, занудливость и, что называется, «жуемотина», - вот типичные признаки любого (повторяю – любого!) сериала.
          И все же есть в этой бочке дегтя ложка меда, правда, чайная. Я говорю про «исторические сериалы», то есть всё тоже самое, только на историческую тему. Их смотреть, по крайней мере интересно с точки зрения историка: всегда приятно ловить авторов сценария и режиссеров на враках, теша своё эго и наслаждаясь глубиной своих собственных познаний по теме. Ничего, кстати, порочного в этом нет, а раз так, то и мне не стыдно признаться в любви к историческим сериалам.
          Поэтому 34-хсерийный «Рим» (два сезона), снятый английскими кинематографистами, я, что называется, проглотил на одном дыхании. Без всякого сомнения это не просто очень хороший сериал, а принципиально отличный от подобной ему стряпни, не побоюсь этого слова, сериал-колосс. Первое что бросается в глаза и не отпускает на протяжении всего сериала, это, конечно внешний антураж. В плане воссоздания эпохи, быта, самой жизни античного мегаполиса – сериал беспрецедентен, настолько тонко и скрупулезно, вплоть до граффити на стенах воспроизведен Вечный город! Кинематограф поднимается чуть ли не ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ съемок. Да-да, я не оговорился: создается впечатление, что голубая мечта поколений фантастов свершилась, машина времени изобретена, и группа документалистов проникла в Рим эпохи Цезаря с видеокамерами, замаскированными под амфоры. Очень, очень хорошие, на 100% правдивые съемки, не оставляющие иных ощущений у зрителя кроме феномена собственного присутствия в далекой античной эпохе…
          Не подкачали и актеры. Они, - вы не поверите! - именно играют: умеют нечто большее, чем выпучивать глаза и выворачивать из себя слезы. Иные играют настолько хорошо, что, вопреки самой природе сериалов, вызывают сочувствие к персонажам. Более того, кастинг подобран очень грамотно, просто бесподобно, временами доходя до ПОРТРЕТНОГО сходства нашего современника-актера со своим историческим персонажем. Достаточно бросить хотя бы беглый взгляд на бюсты молодого Октавиана, Катона-младшего, Помпея Великого и некоторых других, чтобы удостоверится в этом.
          Однако, к превеликому сожалению, этим достоинства «Рима» исчерпываются. Ибо всё это великолепие разбивается, подобно волнам об утес горьковского буревестника, об сценарий. Такое впечатление, что его помогал писать если не доктор Геббельс, то почти наверняка барон Мюнхгаузен или Таранен из Тараскона. Господа сценаристы столь нагло, а местами наивно заврались, допустили столь вопиющие исторические ляпы, несоответствия и переносы одних событий в другое время, элементарное невежество и антиреализм, что на расчистку этой поистине авгиевой конюшни надо бы написать ОТДЕЛЬНУЮ статью по КАЖДОЙ серии! Как писал классик, «поздравляю вас, товарищ, совравши!» Временами это доходит просто до смешного, временами – до негодующего сожаления по поводу той «дури», которой пичкают головы ни в чем не повинных зрителей. Я сам написал монографию «Историю Древнего Рима», потратив на ее создание пять лет жизни, объездил шесть стран, собирая материалы, так что, поверьте, знаю о чем говорю.
          Нет смысла разбирать отдельные ляпы и несуразности, имя которым легион. Остановлюсь-ка я лучше на общих местах и впечатлениях. Если оценивать уровень вранья (другого слова не подберешь!), то если в первом сезоне я имел претензии почти к каждому получасу, то во втором – почти к каждой четверти часа... Причина, на мой взгляд, проста как мычание: первый сезон делался из желания сделать фильм, второй – из желания сделать деньги на фильме.
          Более того, перерыв в съемках сезонов составил около полутора лет. За это время группа режиссеров и сценаристов получила массу отзывов: и ругательных и не очень... Надо отдать справедливость: многое они учли, это сразу видно, если смотреть весь сериал подряд. Например, если в первом сезоне сексуальные сцены (кстати, опять же к чести кинематографистов, никогда не выходящие за рамки эротики; это относится и к имеющим место изображениям гомосексуальной любви) идут по 2-3 в серии, то во втором – обратная пропорция: 1 сцена на 2-3 серии…
          Кроме того, не понравилось, что сражения Гражданских войн (сначала Цезаря против сената, затем Октавина против убийц Цезаря и своих сотоварищей по триумвирату) показаны очень вскользь, словно походя. Битва при Филлипах приятное исключение, но она одна. Видимо ставка была сделана исключительно на бытовую область, что ж, нельзя объять необъятное…
          Излишне, я бы даже сказал ЧРЕЗМЕРНО, просто через край хватили, настолько преувеличена роль женщин в римской истории. Дело в том, что ТАКОЙ эмансипации у них никак не могло быть. Я лично ничего против женщин не имею (так что феминистки могут не ловить меня на слове), но все же римские матроны и девицы отлично знали своё место в условиях тотального патриархата. В этом очень легко убедиться, если раскрыть античных историков.
          А в сериале они прямо как на подбор Елены Глинские, Элеоноры Аквинтанские, Елизаветы Великие, ну, в крайнем случае Маргаретты Тетчер и Голды Мэир! Сами вершат историю, натравливают своих мужей и любовников друг на друга, не считаясь ни с кем и ни с чем, лишь бы удовлетворить свою похоть и/или жажду мести за неудовлетворение этой самой похоти. Все они одним мирром мазаны, как на подбор какие-то стервы и похотливые волчицы... Подобные отношения хороши в женском КБ какого-то проектного института, но не на арене истории античного Рима, ну никак...
          Мужчины же часто показаны просто рабами своего вожделения, сексуально озабоченными бедолагами, которыми бабы как хотят так и крутят, допуская к своей персоне только в случае, если мужик вел себя как им надо. Допускаю, что отчасти так оно и было, но подспудно, но не напоказ, но келейно... и все равно не до такой степени! На экране же в этом смысле бред и мрак «Калигулы» Тино Брасса в «Городе грехов» Фрэнка Миллера! Иного сравнения они не заслуживают.
          И последняя, самая большая претензия по общим местам: не аккуратно, временами нелепо вставленная, все время уводящая от сути дела и никуда, как выяснилось по окончанию сериала, не ведущая, еврейская линия.
          В первом сезоне выведен еврей Тимон. Личность скользкая и мерзкая, тайный палач, убийца и ворюга на услужении богатой матроны Атии, и ее любовник в одном лице (ну куда ж без этого?!) Я сам еврей, поэтому очень чутко реагирую на антисемитские мотивы где бы то ни было, однако здесь я такого не увидел: передо мною был типаж выходца из покоренной страны, выживающий в Риме как может... это нормально.
          Но во втором сезоне его срочно переделали из злодея в добродея: под влияние приехавшего из Иерусалима братца-террориста, Тимон исправился, вспомнил, что у него есть еврейское имя, вернулся к религии, стал весь из себя праведным и согласился зарезать царя Ирода Великого во время пребывания того в Риме... Причина опять же более чем понятна: режиссеры и сценаристы не хотели скандала и обвинений в пропаганде антисемитизма... А, скорее всего, некий богатый еврей (или группа, не суть важно) проплатил фильм, поставив при этом условие изобразить Тимона хорошим...
          Это тоже нормально, но так и хочется вслед за Станиславским сказать сакраментальное: «не верю!» Тимон первого сезона – живой и горячий, ему веришь, его понимаешь, ему сочувствуешь. Во втором же он стал картонной куклой, ходячим стереотипом, да и роль у него там – террорист-зелот, ничем не лучше современных палестинцев... Как и тогда, так и сейчас разница между террористами и борцами за свободу народа такая зыбкая...
          Впрочем, это разговор совершенно отдельный, вернемся к нашим баранам: во втором сезоне евреев значительно больше чем в первом, но, повторюсь, их линия оказалось тупиковой. Создается стойкое ощущение, что сценаристам был дан заказ создать эту линию, и они ее создали, но как присобачить к основному сюжету не знали, поэтому попросту бросили на полдороге.
          С другой стороны, не стоит забывать, что перед нами все-таки сериал, а не экранизация написанного, продуманного от начала до конца исторического романа. В последнем случае у автора достаточно времени и возможностей свести все нити, подогнать хвосты, переставить одни линии сюда, другие туда, а потом еще хорошо отшлифовать всё это многократной коррекцией и правками. Сценаристы сериалов такой роскоши себе позволить не могут, у них принцип: утром – на бумаге, вечером – на экране. Они пишут на ходу, как сообщения игрового интернет-форума, а потому что-то упускают, что-то, вроде перспективное, оказывается не актуальным и т.д. и т.п.
          В основном это всё, есть, конечно, длинный список претензий, но для разбора нужно, как писал классик, «свободный вечер и пара-тройка книг под руками». Последнее, так сказать, резюме: несмотря ни на что, не отказываясь ни от одного слова критики, я должен признать, что «Рим» - это шедевр киносериального искусства. Его не только стоит, его надо посмотреть, однако, как пел Макаревич, «с поправкой на обман», не дать ярким и прекрасно сделанным декорациям затмить правду...