Боже, как я люблю этот вид спорта с самого детства!
ЧТо скажите на счет Сумо?
Борьба Сумо
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12007-09-01 18:40:32
Поделиться22007-09-02 23:01:16
Искусство национальной японской борьбы сумо
(моя статья, размещенная на моём сайте по адресу: walrus-kay.sytes.net)
Искусство борьбы развилось, как и все в Японии, весьма своеобразно из примитивного и неопределенного метода боя в священную церемонию и одну из форм военной тренировки, достигнув вершины совершенства в сумо – виде борьбы, и по сей день практикуемом в Японии, где его различные элементы необычайно почитаются и старательно оберегаются.
Одна из школ мыслителей в доктрине боевых искусств называет летопись от 720 г. н.э. «Нихон Шоки») первым источником информации о японской борьбе. Публичные состязания в силе (чикара-курабе) между молодыми безоружными здоровяками, противостоявшие один другому, проводились, по всей видимости, еще с 230 г. до н.э., и имели достаточную степень социальной значимости, чтобы входить в программу придворных церемоний.
Что же касается именно сумо, то ни одна сколь угодно значительная исследовательская работа не обходится без упоминания о жестоком поединке, имевшем место на седьмом году правления императора Суин-ни (29 г. до н.э. – 70 г. н.э.), между императорским охранником Таема-но-Куехая, «господином великого живота и бедер, а так же силы» (как он назван в придворной хронике того периода), и не менее крупным в телесном отношении самураем Номи-но-Сукуне из провинции Изумо. Из различных описаний этого поединка можно сделать вывод, что на ранних стадиях соревнований, когда правила еще не были разработаны, допустимыми являлись практически любые мыслимые приемы и средства для победы над соперником. В данном случае только один из борцов мог выйти живым из поединка, и им стал Номи-но-Сукуне, сломавший Куехая ребра, а затем и раздавивший захватом ему для пущей убедительности и бедра.
О дальнейшей судьбе победителя историки хорошо осведомлены. Номи-но-Сукуне стал знаменит благодаря своему революционному предложению не замуровывать живьем вассалов скончавшегося самурая в одной могиле с хозяином, как делалось повсеместно в Японии, а ограничиться глиняными фигурками лошадей и людей (ханива), которые будут вполне в состоянии помочь усопшему в его загробной жизни. За этот мудрый совет (мудрый вдвойне, поскольку он сам был вассалом) Номи-но-Сукуне был повышен в ранге и поощрен премией.
Но особенно он прославился тем, что, согласно преданию, полностью реформировал японскую борьбу, введя в нее простые, четкие правила и разграничительную систему, благодаря чему молодые люди могли принимать участие в соревнованиях с определенной надеждой выйти из боя живыми, даже в случае поражения. Именно введенная Номи-но-Сукуне система, до сих пор прослеживающаяся в сумо, стала основой для развития и эволюции этого вида борьбы.
Одно время борьба являлась даже священным методом решения вопросов национальной значимости. По свидетельству А. В. Митфорда («The Tales of Old Japan», § 42), в 858 г. император Монтоку позволил двум своим сыновьям, Корехито и Коретака, выставить своих доверенных лиц для борьбы за трон. Йоширо, боровшийся за Корехито, выиграл для него корону, победив Натора, борца Коретака.
В дальнейшем этот элемент отпал, а сама борьба стала развиваться по двум основным направлениям. Во-первых, она стала одной из форм общественного представления, причем ее развлекательная и зрелищная функция ничуть не умаляла, а скорее подчеркивала внутренний священный характер. Иллюстрацией этого может служить тот факт, что участвующие в турнирах борцы «посвящали себя богам» в ритуалах, подобных тем, что предваряли Олимпийские соревнования по боксу и борьбе в Древней Греции. В этом своем проявлении борьба стала неотъемлемой частью торжеств и других публичных церемоний. Императрица Когьоку (642 – 645 гг.), например, неоднократно приглашала самых сильных и толстых мужчин империи для показательных выступлений перед корейскими и китайскими посланниками. Император Шо-Му (724 – 740 гг.), знаменитый покровитель буддизма и основатель многих монастырей, также включал борьбу (называемую «сумо-но-сечие», или «Праздник (или «утеха») борцов») в число традиционных игр и развлечений на большом фестивале Урожая, проходившем ежегодно в августе.
Второе направление развития борьбы было более прагматичным и ориентированным на военные цели. Это наиболее очевидно подтверждается распространением того стиля борьбы, который мы знаем как сумо, поскольку на начальных этапах своего развития популярность этого искусства была тесно связана с положением военной знати. Явно ограниченное в утонченный период Хейан, оно расцвело пышным цветом с приходом к власти нового класса – военных диктаторов, как правило, насильственно сменявших друг друга кланов. Согласно Бринкли, «этот метод соответствовал самому духу военной эпохи и столь рьяно поддерживался знаменитыми лидерами, что самураи шестнадцатого столетия уделяли борьбе не меньше внимания, чем стрельбе из лука или владению мечом» («Japan: Described and Illustrated by the Japanese», гл. 86).
Профессиональные борцы впервые появились на исторической арене в эпоху гражданских войн Сенгоку. В летописях содержится упоминание того факта, что в 1623 г. Акаши Шиганосуке обратился к военным властям за разрешением провести публичные состязания борцов в Эдо между профессиональными сумотори (борцами сумо). Разрешение было получено, а его примеру последовали священники Кофуку-дзи в Ямаширо, проводившие под своим патронажем соревнования борцов для сбора средств на сооружение храма.
Такая практика поощрялась сёгунами, которые иногда даже содержали команды борцов в своих поместьях. Через некоторое время поединки борцов сумо превратились в полноправные турниры, и их количество постепенно увеличивалось от одного в год в Киото в эру Кансей (1789 – 1800 гг.) до двух, а позже (с 1869 г.) – от трех и до шести в год.
До середины начала XIV в. борьба являлась относительно общим методом боя, который, хотя и располагал смертельными ударами (кстати, запрещенными на арене императорским указом Шо-Му как «неэстетичные»), все же не отличался существенно от монгольской борьбы и даже некоторых интуитивно переоткрытых европейских стилей. В 1570 г., однако, появился ринг (дохьо), а вместе с ним и основные правила определения рангов, целей и главных техник.
Сегодняшняя организация сумо по-прежнему следует древнему разделению своих профессиональных членов на три группы: борцов, судей и экспертов. Борцы являются необыкновенно (для японцев) высокими и тучными мужчинами, с большим животом и мощными бедрами, которые отбираются именно по этим параметрам. Затем специальными тренировочными методами и специальной диетой они доводятся до таких пропорций, которым позавидовал бы и сам Гаргантюа! В зависимости от соревновательного опыта, а также количества побед и поражений в турнирах им присуждаются определенные титулы от новичка (хончу) до великого чемпиона (йокозуна) (см. прилагаемую схему).
Множество легенд и преданий окружают японских борцов, и в первую очередь, конечно, великих чемпионов. Например, все сумотори носят обернутым вокруг поясницы классический шелковый пояс, который традиция связывает с подвигами Оми Хаджиками, борца такой силы и мастерства, что в турнирах, проводившихся в Осаке в IX в., правила были таковы: любой соперник считался победителем, если ему удавалось хотя бы схватить веревку (шименава), обмотанную вокруг пояса Хаджиками. Нет необходимости говорить, что сделать это не удалось никому…
До поединка и после него великим чемпионам разрешается носить богато украшенный широкий церемониальный пояс-юбку (кешо-маваши). Его появление традиция также связывает с борцом, знаменитым Акаши, который в 1600 г., устыдившись собственной наготы в присутствии молодой императрицы, прикрылся огромным флагом, висевшем на ближайшем шесте, и так, сам того не ведая, основал обычай, которому следуют и поныне. Кроме того, великие чемпионы пользуются привилегией укладывать волосы особым стилем, известным как ичомаге, отличающимся от того (чоммаге), который присущ представителям низших рангов еще с эпохи Эдо. Наконец, великие чемпионы, словно феодальные бароны, повсюду сопровождаются слугой (цуюхараи) и носильщиком меча (тачи-мочи).
Рефери (гьоджи) также стали неотъемлемой частью организации сумо и ее традиций. В зависимости от выполняемых функций им, на время турнира, «даруются» имена древних семей, которые когда-то были официально признаны высшими авторитетами в искусстве судейства сумоистов. Две такие семьи носили имена Кимурà и Шикимори. Судьи разделяются на категории, отражающие их опыт и авторитет, позволяющий им судить поединки борцов различных рангов. Во время соревнований Гьоджи одеваются в богато отделанные костюмы, которые существовали еще в период Асикага, а цвет веера (гумбаи) каждого судьи указывает на его профессионализм: бело-голубой – для поединков джурьё, красно-белый – для поединков маегашира, чисто белый – для поединков саняку и фиолетовый (реже фиолетово-белый) – для поединков йокозуна. Власть судьи на ринге очевидна по тому уважению, которое оказывают ему борцы, равно как и эксперты. В последнюю категорию обычно входят главы обществ сумо, экс-чемпионы, учителя и так далее, одевающиеся в официальные современные костюмы. Они окружают ринг и помогают рефери в качестве консультантов, если возникает такая необходимость, судить поединок.
Сам ринг представляет собой возвышенную на два фута (ок. 62 см) над землей арену круглой формы, когда-то измерявшуюся сложенными один к другому шестнадцатью рисовыми тюками, что дает пятнадцать футов (ок. 453 см) в диаметре. На этой арене разворачивается древнее, пышное зрелище и, если можно так выразиться, получает выход боевой дух японских борцов.
Турнир начинается с объявления программы соревнований профессиональным диктором-глашатаем (йобидаши), стиль речи которого напоминает повествовательную манеру, используемую в религиозных церемониях и средневековых театрализованных представлениях. Затем наступает черед серии церемоний, включающих публичное представление борцов в зале. После чего начинаются предварительные поединки учеников или борцов третьего ранга по своим ступеням, постепенно накаляющие атмосферу и доводящие зрителей до крайней степени возбуждения к тому моменту, когда на ринге появляются великие чемпионы и совершают древние ритуалы очищения и подготовки к схватке (шикири-наоши).
Правила самого поединка достаточно просты: победа достигается либо выталкиванием противника за пределы ринга, либо принуждением его коснуться мата в пределах ринга любой частью тела выше колена. Это достигается или одним движением, или любой комбинацией из приблизительно двухсот базовых движений, произошедших из тридцати двух «ключевых техник», основанных на фундаментальных принципах применения, таких как толчок кистями рук (цуки), толчок всем телом (оши), а также захват (йори).
Таким образом, техники сумо могут быть подразделены на две группы: те, что предполагают ограниченный контакт, как, например, шлепки (цуппари), подножки (хатаки-коми), подсечки (кетагури), захваты ног (аши-тори), и те, в которых задействуется все тело целиком. Последняя группа включает в себя поразительное количество бросков через голову, через руки, через бедра, а также особый бросок, осуществляемый с пожертвованием собственной позиции для опрокидывания противника (утчари). Однако, это не так просто, потому что, в соответствии с правилами поединков сумо, техника утчари считается проведенной успешно только в том случае, если применивший ее борец коснулся какой-либо частью своего тела мата уже после того, как на мате оказался его противник.
Эти техники, основанные на функциональных и динамических принципах применения, общих для джиу-джитсу, дзюдо, айкидо и для западных стилей борьбы (греко-римской, вольной), равно как и для сумо, осуществляются следующим образом. Присев на согнутых ногах в положение шикирино-камае, держа всю массу тела на пятках, борец перемещается в еще более низкое положение готовности (шикири), садясь почти на корточки, и при этом опираясь на мат ступнями и кулаками. Из этого положения он пытается провести разнообразные приемы, используя свои преимущества над противником в весе, силе, гибкости и стратегическом мышлении. Динамическое многообразие атак, контратак и оборонительных действий сумо делают этот вид борьбы непредсказуемым и в высшей степени захватывающим зрелищем.
Воинственный дух ушедших эпох и сегодня проявляется в костюмах, которые носят главные действующие лица сумо, в наличии ритуального носильщика столь же ритуального меча, в водной церемонии (мизу-саказуки), совершаемой перед поединком, и, наконец, в церемонии награждения победителя луком (юмитори-шики), завершающей турнир. По описаниям Бринкли, «водная церемония» осуществлялась следующим образом. В основании каждой колонны сидит эксперт, который в силу возраста не может сам участвовать в турнире, и поэтому стал учителем выступающего на ринге борца. Рядом с ним стоит сосуд с водой и чашка, а борцы перед соревнованием подходят и пьют по глотку воды в соответствии с древней традицией, требовавшей от воинов накануне рискованного предприятия обменяться «чашами с водой», называемыми мизу-саказуки, в знак того, что они могут расстаться навсегда (там же, гл. 80 – 81). Несмотря на изменившиеся времена и нравы, и на изменение самого смысла поединков, в современном сумо эта церемония выжила, хотя и в несколько модифицированном виде.
Церемония награждения борца длинным луком совершается при закрытии большого фестиваля. Корни ее уходят в глубокое прошлое, когда высшим счастьем для победителя было получить в награду бесценный длинный лук из рук военных лидеров эпохи Тэн-Шо. В связи с этой церемонией также упоминается имя Ода Нобунага, знаменитого покровителя борцов сумо.
Борьба всегда была насыщена духом и традициями правящего военного класса. Нет ничего удивительного в том, что, отождествляя церемониальные действа и военную практику, самураи стали использовать элементы борьбы сумо в военных тренировочных программах для более утилитарных целей, естественно, жертвуя при этом зрелищностью (по причине ненужности большой массы и объема тела) и этическими нормами в широком смысле слова.
Источники:
Brinkley C. F. «Japan: Described and Illustrated by the Japanese». Boston, USA, 1897.
Burger S. «Die japanische Kunst des Krieges». Munchen, 1897.
Kenrick D. «The Book of Sumo». Tokyo, 1969.
Mitford A. B. «Tales of Old Japan». London, 1874.
Sargeant.J. A. «Sumo: The Sport and the Tradition». Tokyo, 1959.
Schachermeyr D.-F. «Die Militärkräfte des Imperiumes Japans». Wien, 1938.
Воронцов Р. А. «Борьба сумо: история и практика». Москва, 1972.
Лившиц Л. Е. «Записки старого тренера», Хайфа (Израиль), 2005.
Липатова И. Л. «История Японии». СПб, 2001.
Рати О. и Устбрук А. «Секреты самураев». Ростов-на-Дону, 2000.