Название: Делай ноги
Оригинальное название: Happy feet
Жанр: комедия / мюзикл / приключения / семейный мультфильм
Страна-производитель: США, Австралия
Год выхода на экран: 2006
Режиссер: Джордж Миллер, Уоррен Коулмэн, Джуди Моррис
Роли озвучивают: Джонни А. Санчез, Робин Уильямс, Элайджа Вуд, Бриттани Мерфи, Хью Джекман, Николь Кидман, Хьюго Уивинг и др.
Экранное время: 109 мин.
Краткое содержание: В музыкальном мире императорских пингвинов, которые находят себе пару благодаря пению, рождается пингвиненок по имени Мамбл, который не может издать ни одной ноты… зато может отплясывать ту еще чечетку. Его родители, Норма Джин и Мемфис в отчаянии, но надеются, что их лишенный музыкального слуха малыш перерастет свое нелепое танцевальное увлечение. Однако пытаясь пропеть хоть какую-то мелодию, он не может перестать отбивать чечетку даже ради того, чтобы завоевать любовь своей возлюбленной Глории…
Не понравилось. Очень не понравилось. Прежде всего, я так и не понял, что просмотрел: для мультфильма там было слишком много «взрослости», слишком много песен и слишком мало юмора.
Начну с конца. Однозначно – юмором в «Делай ноги» и не пахнет. Единственное, что показали, так это натужные шуточки «латиноамериканских» пингвинов – хоть и не сортирные, но совершенно не смешат. Подобное, как совершенно справедливо писал М. Жванецкий, правда, по другому поводу, «вызывает лишь улыбку сострадания».
Хронический, просто хронический дефицит смеха и веселья на экране, при этом дефицит совершенно неоправданный. Одно дело, когда снимали «Принц египетский» - там и в самом деле ничего смешного нет (что может быть серьезнее Священного писания?), и не должно быть, но совсем-совсем другое мультфильм про пингвинов – потешных, столь похожих на человека нелетающих птиц, словно самой природой созданных для беззлобного прикалывания. За примерами далеко ходить не надо: тот же «Мадагаскар» с четверкой пингвинов-диверсантов – это же просто шедевр! А здесь… увы… И, как будто всего этого мало, создатели «Делай ноги» нашпиговали мультфильм совершенно не смешными моментами, например, бредом Мямли в зоопарке. Это что, попытка выжать у зрителя слезу? А, по-моему, эпизод просто пугающий, совершенно не подходящий для детского мультфильма.
«Взрослость» превалирует над всем, гнетет и пригибает к земле. Видимо, повторюсь, создатели мультфильма совершенно забыли, что снимают они все-таки для детей. А так ли уж многих юных жителей нашей планеты волнуют вопросы хищнического вылавливания рыбы в ареале обитания колонии императорских пингвинов? Не все же дети из породы Адрианов Моулов, правда? Так что же это – очередная «зеленая» агитка об экологической проблеме, которые, подобно пресловутой политкорректности, уже ни в какие ворота не лезут? И для этого надо было снимать почти двухчасовый мультфильм?
Что остается? Семейные ценности и вечное как мир противостояние отцов и детей. Проблемы непохожести на окружающих и отчужденности от общества. Действительно, вопросы серьезные, хотя и тоже многократно озвученные с экрана, но всегда актуальные. Вроде бы, на этом можно было бы сделать довольно хорошее кино, а что мы видим? Перепев перепевов, банальность на банальности, предсказуемость до последнего знака после запятой. Не интересно и не смешно, а значит, с точки зрения человека, пришедшего смотреть мультфильм, плохо.
Про сюжет я вообще молчу – путанный, невнятный, как бормотание главного героя, состоящий из трех историй, с большой натугой связанных друг с другом. Вроде бы все на месте, но не тут-то было – нет цельности сюжетной линии, и об это, как волна об утес, разбивается всё то немногое хорошее, что все-таки есть в «Делай ноги». Это я про графику, компьютерные спецэффекты (правда, этим сейчас никого уже не удивишь…)
И, наконец, песни. Их много. Очень много. Слишком много. Фактически поют в мультфильме не переставая. Да так перебарщивают с этим, что впору затыкать уши и/или просто перематывать на ускорении! Не знаю чем это вызвано, но Джордж Миллер почему-то решил, что чем больше у него будут петь – тем лучше. Не ясно только откуда он это взял, кто его надоумил? Вывод: возможно, еще на ранней стадии работ режиссер понял, что снимает невнятно-глупое и откровенно плохое кино, после чего решил, что под песни зритель и не то еще проглотит. А раз так, то песен будет много, настолько много, что он них начинается тошнота примерно с первого получаса экранного времени!
Поймите меня правильно, я никоим образом не против пения и музыки в кино, а уж тем более в мультфильмах. Но ее там должно быть в меру. Две-три максимум, выделенный, четкий лейтмотив, запоминающийся и после просмотра тянущий человека напевать его – этого более чем достаточно. Или, если уж речь идет о современных мультфильмах – легко узнаваемая и смешная пародия на нечто хорошо известное. Примеров, - по настоящему хороших примеров, - много. Любой уважающий себя кинолюбитель приведет их, не моргнув глазом.
Но здесь, в «Делай ноги» - это настолько явный перебор, настолько чуждый и неприемлемый, что начинаешь подозревать, что либо перед нами вовсе не мультфильм (а что тогда?), либо обывательско-зрительскому уму не угнаться за гением режиссера, либо снята откровенная халтура, которую делали лишь бы сделать, а как увидели что натворили, быстро залили ведром гламурных, совершенно не подходящих ни к селу ни к городу песен. Жаль, очень жаль, а ведь задумка была весьма неплохая…
Общее резюме: повторю то, с чего начал – не понравилось. Ожидал многого, а получил неудобоваримую, горько-приторную тянучку в ярком фантике.
P.S. Позже, однако, меня посетила догадка: а может быть перед нами мультипликационный мюзикл, где поют и бьют стэп не ради смысла, а ради самих песен и стэпа? Нечто авангардистское, а потому не понятное?
Не уверен. Но даже если это и так, то Джорджу Миллеру мультфильм все равно не удался: те же претензии – мало юмора (его вообще нет, я уже писал об этом выше), невнятность и чрезмерная растянутость сюжетной линии, путаность повествования, отсутствие четкой прорисовки характеров.
А значит, это тем более жалкий провал.