http://rk.foto.radikal.ru/0709/33/9f88fb6d911c.jpg

Название: Царь Иван Грозный
Жанр: историческая драма / экранизация
Страна-производитель: Россия
Год выхода на экран: 1993
Режиссер: Геннадий Васильев
Автор сценария: Валентин Ежов, Геннадий Васильев
В ролях: Кахи Кавсадзе, Игорь Тальков, Лариса Шахворостова, Станислав Любшин, Андрей Мартынов, Андрей Соколов, Дмитрий Писаренко, Андрей Толубеев, Николай Крючков и др.
Экранное время: 137 мин.
Краткое содержание: царствование Ивана Грозного - это время славы, роскоши и жестокости, время, когда все понятия извращались, низость называлась добродетелью, а предательство входило в закон. Но даже тогда среди мрака русской ночи были люди, подобные князю Серебрянному или Морозову.

Предпринятая Геннадием Васильевым экранизация повести А. К. Толстого «Князь Серебряный» оставила у меня смазанное впечатление. С одной стороны, на лицо местами добросовестное кинопрочтение, повторение классической повести, с другой – упорные попытки натянуть на толстовский сюжет реалии 1993 года – антисталинизм, опьяняющий дух свободы, поиски истоков собственного прошлого. Конечно, если всё это в меру – то отлично, но режиссер явно перестарался.
Здесь уместно сделать отступление и немного рассказать о личности автора повести. А. К. Толстой вовсе не был борцом против самодержавия; он обличал существующие в его веке лихоимство и пороки, но не делал революционных выводов, как, скажем, Н. В. Гоголь. В качестве одного из «отцов» Козьмы Пруткова, писатель оставил массу блестящих афоризмов, но дальше этого не пошел. Вот и в своем отношении к русской средневековой истории он лишь сожалел о трагедии времени Иоанна Грозного, сострадал жертвам опричнины, но никаких осуждений в своей повести не сделал.
В фильме же – прямо противоположное видение «Князя Серебряного», не толстовское, зато точно соответствующее духу современности. Казалось бы, вот и хорошо, вышла конъюнктурно-злободневная экранизация русской классики, не читавшие – примут, читавшие – пожмут плечами, короче пройдет.
И прошло. И никто не заметил, что Кахи Кавсадзе играет не Иоанна Грозного, а товарища Сталина в шапке Мономаха. Что Станислав Любшин, видимо, сам не понял кого ему велели играть – то ли боярина Морозова, то ли не слишком обиженного партаппаратчика – настолько тускл, невнятен и сер, словно «подхалтурил» на стороне. Что Лариса Тотунова ничего, кроме сверкания оголенными ягодицами из воды, достоверно сыграть не может… А про Игоря Талькова, снявшегося в главной роли, я вообще молчу – он вовсе не был актером, и, слава богу, не претендовал.
Единственные кто понравился, так это двое: Иван Рыжов, сыгравший колдуна-мельника, из чьей роли Геннадий Васильев (он же автор сценария) с корнем выбросил все антисемитские намеки, бывшие у Толстого; и… опять же Кахи Кавсадзе, сыгравший еще и юродивого, как антипода царя! Вот там он стопудово на месте! Отлично! Полностью сумасшедшие «донкихотовские» глаза, расплывшаяся, бродячая на лице улыбка, цепь с крестом на полживота – и ни капли от Абдуллы, шляющегося под белым солнцем пустыни!
Уже только для того, чтобы это увидеть, стоит потерпеть и посмотреть «Царя Ивана Грозного», ей-же-ей!